Быть интеллектуально развитым - норма

суббота, 23 февраля 2013 г.

«Снежная буря. Ганнибал с армией переходит через Альпы»

Что такое искусство? Для чего художник день ото дня пишет картину, старается, выводит каждую линию, полностью растворяется в своем творчестве, вкладывает душу? Неужели для того, чтобы проходя мимо какой-то критик сказал: «Нравиться» или «Не нравиться», «Это напоминает мне кого-то там и где-то там»? А если посмотреть на это все с другой стороны, если обратиться к самому произведению, а не к художнику? Если не сравнивать с чем-то, с кем-то, не говорить о том, что хотел сделать художник, по-сути от куда нам это знать? Ведь каждый взгляд на какое-либо произведение должен быть непредвзятым, обращенным к самому произведению, отмечать не то, как положены краски в той или иной части картины, а о чем они говорят. Я не веду здесь речь, о том, что нужно совсем забыть о художнике, времени создания и так далее, я говорю о том, что нужно видеть больше. Создавая этот блог, мы и хотели показать важность обращения к самому произведению, не знаю вышло у нас это или нет, но сейчас я попытаюсь раскрыть несколько важных аспектов в понимании произведения, и попытаюсь объяснить это доступным для человека языком.
Для примера, мне хотелось бы взять произведения знаменитого английского художника Уильяма Тернера   «Снежная буря. Ганнибал с армией переходит через Альпы» (1812).

Итак, в первую очередь обращаемся к тому, что мы видим: огромная снежная буря, занимающая собой практически все художественное пространство картины. Под этим огромным вихревым потоком на переднем плане представлены разбросанные  по долине валуны, на заднем справа заметно пробивающееся солнце, которое заставляет блестеть вихрящиеся снежные потоки. Обоз карфагенского войска в общих чертах намечен внизу справа,  вдалеке слева и на заднем плане. Люди маленькие, их много, но их трудно отличить друг от друга. Однако - в мужской фигуре на переднем плане можно узнать воина, занесшего кинжал над женщиной – так автор делает акцент именно на этом аспекте – убийство, не что то иное, не играющие овечки, не дрыгающиеся непонятные фигуры, и даже не «смертельный страх перед опасностью в дрожавшей темноте полного беспредела, детерминированный надвигающейся угрозой, которая приводит людей в полное сумасшествие». Что еще можно заметить на переднем плане: острые скалы, пронзающие передний план, на них натыкаются люди, это их препятствия. Что это? Если бы я хотела просто поговорить о том, что я думаю, я бы сказала, что это наверное сама земля поднялась против всего того безумия, которое на ней происходит, а может они представляют человеческие пороки??? Может это просто скалы?? Некоторые персонажи приникли к земле или бессильно распластались на ней, другие наблюдают за ними из укрытий, причем укрытиями вытупают именно эти самые скалы, люди приподают к ним ища защиты, дадут ли они эту защиту? Судя по масштабам снежной бури, я бы сказала - нет. Если от человека, за ними еще можно спрятаться, то от природы – нет. Самое интересное, что происходящее событие сливается с происходящим в небе – солнце, как «лучик надежды» еле видно, освещены только несколько фигур на заднем же плане армия сливается в один общий, непонятный поток до самого горизонта, небо там светлое, но сама армия темная.
Все теряет значение перед стихией, не смотря на то, что поток «снежный», он также представлен в темных цветах, несущий темноту – смерть, убийство. Вихрь – метафора человеческой судьбы, катастрофичной и безнадёжной.
Вот тут можно будет и обратиться к истории: на картине изображен знаменитый переход Ганнибала в 218 году до нашей эры, где он потерял большое количество солдат из-за природных условий.. В год написания картины, наполеон провалился в своем походе на Россию, что можно предположить, что используя принципы неоклассицизма, художник сопоставляет два этих события. Действительно, именно природа сыграла решающую роль в обоих случаях – погубила армию, пошли завоевывать новую землю, а наткнулись на незнакомые природные условия, которые просто не смогли перенести – не забавно ли? Сколько бы силачей не было в составе армии, большинство из них просто не смогли перенести снег, вот свалился на голову тщеславным генералам, нежданно-негаданно. А шли то поди в начале с развивающимися флагами, с верой в победой храбростью, что там еще с собой в таких случаях берут в походы? Следует отметить как перекликаются персонажи – буря природная отражена людьми – это своего рода буря людская, армия которая сносит все на своем пути не щадя ни женщин ни детей, но которая как и все может погибнуть от природного явления. И сама эта армия людская точно так же гибнет под этим природным феноменом, ничем не отличаясь от тех же крестьян, детей, женщин. Человек – лишь крупица этого мира – приглядитесь к картине, помните в самом начале мы отметить масштабы снежного вихря и человеческих фигур, они совсем крохотные по сравнению даже с теме же скалами за которыми они прячутся. Человек подвластен природе, зависим от нее, именно она руководит его действиями. Он лишь может положиться на ее настроение, подчиниться ее решению.
Я надеюсь, вы поняли мою основную мысль из того, что было сказано выше. Смотрите, я обращалась практически к самой только картине, немножко к истории, практически не добавляя своих предположений, и уже могу отметить, что же тут представлено, что является главным – природа и ее власть над человеком. И уже сам по-другому смотришь на мир и уже не хочется слышать что «синими занавесками художник хотел показать грусть», а хочется понять о чем и для чего автор в течении долгих месяцев прописывал каждую деталь, старался. Конечно, я не все сказала о данной работе, потому что она неисчерпаема, ее можно рассматривать бесконечно каждый раз находя что-то новое и прибавлять это к тому, что уже получилось. Попробуй те и вы, вглядитесь в произведение перед вами, будь это картина мастеров возрождения, или сюрреалистов, русский художник прошлого или современный. Вы сделаете множество открытий, прежде всего для себя, ведь главное – быть интеллектуально развитым - норма….

Автор: Грищенко А.П.

воскресенье, 17 февраля 2013 г.

Armory Show – 100 лет


Armory Show – одна из самых известных и увлекательных выставок современного искусства в мире.  Арсенальная выставка (armory-англ.) была основана  с 17 февраля по 15 марта 1913 года в Нью – Йорке, а  необычное название получила за счет своего  расположения в здании Арсенала   69 Нью-Йоркского полка Национальной гвардии, на углу Лексингтон-авеню и 25-й стрит.  Выставка включала в себя живописные, графические работы, а также скульптуру, принадлежащую к современному искусству.  Позднее выставка была показана зрителям в Бостоне и Чикаго.


«В 1911 году в Нью-Йорке создаётся Ассоциация американских художников и скульпторов. Одной из её задач стала организация выставок современного искусства с тем, чтобы обойти косные требования к живописи Национальной Академии дизайна»






«Организовано Armory Show был по примеру состоявшейся в 1912 году в Кёльне крупнейшей предвоенной европейской выставки искусства модерн — Международной художественной выставки Зондербунда западно-германских друзей искусств и художников. Эмблемой выставки стала сосна, изображение которой украшало флаг американских революционных войск времён борьбы за Независимость»


«Без скандалов, конечно, не обошлось: не всем пришлось по вкусу современное искусство — в частности, громкими высказываниями сопровождались работы Марселя Дюшана. Бывший президент США Теодор Рузвельт сравнил картину Дюшана "Обнаженная, спускающаяся по лестнице" с ковриком в туалете президента и добавил, что коврик на него производит более сильное впечатление» [Бюро 24/7]
Марсель Дюшан "Обнаженная, спускающаяся по лестнице", 1912

«Всего на выставке были показаны 1.250 работ, в том числе крупноформатные скульптуры, трёхсот мастеров европейского и американского авангарда. Из Европы были доставлены на выставку 399 полотен и 21 скульптура»

Художники, представленные на выставки, поражают воображение. Захватывающие дух мастера живописи были представлены в одном месте.  Французское новое искусство в лице Матисса, Ренуара, Ж.Руо, Ф.Пикабиа, А.Дерена, М.Вламинка, Ф.Леже, Пикассо, Ж.Брака, А.Марке, Р.Дюфи, К.Моне, О.Родена, О.Редона, М.Дюшана, П.Гогена, П.Сезанна, Ж.Сёра, П.Синьяка и других поражает своим великолепием и разнообразием представителей. Голландци -  Ван Гог и П.Мондриан. Русские живописци начала века -  К. С. Малевич и В.Кандинский.  Норвежец -  Э.Мунк.  Румын -  К.Бранкузи. Немецкий скульптор В.Лембрука, португалец А. де Соуза-Кордозо. Значительным было представительство и американского искусства. На Эрмори шоу можно было увидеть работы Уистлера, Р.Генри, Дж. Ф.Слоана, У.Пача, М.Прендергаста, Дж. Марина, Э.Хоппера, Дж. Беллоуз, Дж. О.Вейр, С.Дэвис, М.Кассат Ч.Шилер, М.Вебер и многих других. Эта звездная география современного искусства была собрана в одном месте и стала одной из ярчайщих выставок мира.

Зал с работами Редона Одилона в Институте искусств Чикаго, 1913 год

Юбилейная выставка пройдет в Нью-Йорке с 7 по 10 марта.
А пока, предлагаю вашему вниманию видео Armory Show 2012



суббота, 16 февраля 2013 г.

В кадре: "Отверженные"



Несколько дней назад я посмотрела вышедший в прокат фильм «Отверженные», шла я туда из-за актерского состава, что уж говорить Аманду Сайфред и Энн Хэтэуэй я полюбила уже давно, а такие актеры как Рассел Кроу и Хью Джекман подогрели мой интерес.  Кроме выше перечисленного, купив билеты и прочитав программку, я узнала, что фильм представляет собой мюзикл и воодушевилась еще больше. Аманда в мюзекле «Mamma Mia» сразила меня своим ангельским голосом.
Итак, предвкушая приятные часы в кинозале, я отправилась за новыми впечатлениями.  Скажу сразу, что те кто  не являются фанатами английского языка ну или не владеют им в какой-либо, пусть даже самой маломальской степени, столкнуться с необходимостью весь фильм читать субтитры. Это может утомить, ведь это не легкая короткая комедия. Но это прекрасно – фильм не перевели. Песни представлены в оригинале и каждый актер сам озвучивал своего героя.

Что это такое «Отверженные»? Это В. Гюго, который и не со 100% точностью, но очень красиво трактован и все драматические акценты заставляют трепетать. Фильм невероятно сильный и оставляет после себя острое послевкусие, которое мотивирует  рождение разнообразных мыслей, размышлений…Эта история, полная трагизма и переживаний побудила меня прочитать и книгу, до которой признаюсь вам, раньше не доходили руки. И теперь, читая книгу в моем воображении, текст комбинируется с неимоверно живучим видением фильма, очень гармоично дополняя друг друга, а музыка неустанно  всплывает вновь и вновь.   











четверг, 31 января 2013 г.

«Этапы жизни» К.Д.Фридриха.

Много имен скрывает в своих архивах история мирового искусства. Многих художников мы с вами не знаем и не узнаем. Каждый раз, общаясь с произведением мы узнаем новое. Каждый раз в галлереях мы открываем новые имена...



Каспар Давид Фридрих родился в семье мыловара в Грейфсвальде на Балтийском побережье. Он начал брать уроки живописи в шестнадцать лет, в 1794— 1798 гг. учился в Академии художеств в Копенгагене. Позднее художник жил в Дрездене, где принимал участие в выставках и познакомился с Рунге.

Первое живописное произведение художника — «Крест в горах» (1807—1808 гг.) — создано по заказу владельца замка Течен в Чехии и получило название «Теченский алтарь». Картина вызвала оживлённые споры в обществе. Романтизм как направление в немецкой живописи, по сути дела, впервые стал известен широкой публике. В 1816 Становится членом дрезденской Академии художеств.

Жил в селении Аркона на Рюгене, писал виды дикой, полной романтики природы острова — лес, горы, меловые скалы, побережье. Как художника-романтика его привлекал конкретный облик природы и все неповторимое, оригинальное в ней. Творчество Фридриха оказало значительное влияние на последующее развитие европейского романтического пейзажа.

Не смотря на это, с середины 20-х гг. XIX в. Каспар Давид Фридрих жил замкнуто и одиноко. Задолго до своей смерти этот художник был забыт зрителями. Его оценили по достоинству только в начале XX столетия.

«Этапы жизни» (1835). На переднем плане представлен берег моря с раскиданными на нем предметами – перевернутая лодка, весла, кадка, тренога, по которому вглубь движется фигура взрослого мужчины, опирающегося на трость. Возле самого берега стоит молодой мужчина и женщина играющая с двумя детьми. Дальше, развиваясь вдаль, морская панорама с пятью парусными лодками двумя маленькими у самого берега, чуть дальше корабль и два фрегата у самого горизонта. Можно сопоставить эти пять кораблей с пятью человеческими персонажами. Тем самым сказать, что корабли представляют тоже этапы развития человеческой жизни. Дети играют у под бдительным надзором матери (предположительно), как и две лодочки плавающие рядом с берегом рядом с большим кораблем. Их жизнь еще только начинается, они еще только начинают исследовать бесконечный океан жизни. В то время как мужчина, уже намного дальше их, он не смотрит на детей, он оглядывается назад, как будто смотря туда от куда начал, и можно отметить, что один из больших фрегатов повернут носом к берегу, возвращаясь в свою пристань, как мужчина, вернувшись из большого плаванья создает семью. Он смотрит на оставшиеся на берегу вещи, по ним видно, что они уже были использованы, то есть это то, что оставляет за собой человек. Старый же мужчина единственный замечает корабли, он смотрит в даль, его поза спокойна, он готов отправиться в свое последнее путешествие. Он движется от старых вещей, они ему уже не пригодятся – перевернутая лодка уже не нужна, весло валяется на берегу. Тем самым в данном произведении автор представляет жизнь человека, как путешествие, его путь – это путь фрегата, на пути которого ждут разные препятствия, но он все равно возвращается в порт, что бы оставить свой след, а потом покинуть его навсегда. Созерцательный пейзажный мотив приобретает глубокое символическое звучание, поэтически повествуя о жизненном пути человека. Человек, как корабль ищущий свое место в этой жизни исследуя новые горизонты.

воскресенье, 27 января 2013 г.

Выставка: "Девушка с жемчужной сережкой". Музей де Янг. США

Ян Вермеер "Девушка с жемчужной сережкой", около 1665-1667 гг.
В США открылась маштабная выставка голландских художников. Рембрандта, Франса Хальса, Яна Стена и другие  предстали перед американскими зрителями в музее де Янг в Сан-Франциско. Не упустите шанса попасть на выставку с 26 января по 2 июня. Кроме этого ценители искусства смогут увидеть большую коллекцию офортов. 
Главной жемчужиной выставки, несомненно, стала работа Яна Вермера "Девушка с жемчужной сережкой" которая является шедевром изобразительного искусства. 
Ян Стен "Веселье в семье художника", 1668-1670
Абрахам ван Бейерен "Натюрморт", около 1655

Аннотация к выставки от музея де Янг:

The de Young will be the first venue in the American tour of paintings from the Royal Picture Gallery Mauritshuis, The Hague. This jewel box of a museum, housing one of the world's most prestigious collections of Dutch Golden Age paintings, has not lent a large body of works from its holdings in nearly 30 years. An extensive two-year renovation makes this extraordinary opportunity possible.

The exhibition features 35 paintings representing the range of subject matter and technique characteristic of 17th-century painting in the Dutch Republic. Among the works traveling to the United States is the Mauritshius' celebrated masterpiece Girl with a Pearl Earring by Johannes Vermeer and the enchanting The Goldfinch by Carel Fabritius. The painting Vase of Flowers by the gifted Rachel Ruysch, one of the few female painters of the Dutch Golden Age, is being restored especially for the American tour.


Фильм о великой картине.
Желаю прекрасного общения с искусством!

«Качели» О. Ренуар


Единицей импрессионистической техники в произведение «Качели» является мазок. Мазки складываются в изображение.
Художественным материалом является использование пейзажа. В пейзаж включено изображение людей. В произведении изображена аллея, уходящая вдаль. Аллея изображена с кустистыми деревьями, которые ограничивают пространство аллеи в левой части. на переднем плане изображены качели с девушкой в платье, стоящей на качелях. Перед ней изображен мужчина. За этой сценой наблюдает девочка и мужчина, выглядывающий из-за дерева.  На заднем плане изображена дама, прогуливающаяся с кавалерами. Действие разбито на несколько группок, в которых присутствует центральный персонаж. Человек изображен в природе.
Композиционным принципом является использование воздушной перспективы. Также используется традиционная перспектива. Персонаж девушки в платье на качели является осью, которая смещена в правую часть произведения. Композиционно произведение состоит из мгновения действия, в пространстве аллеи.
Роль цветовой и световой составляющей полностью совпадает с ее использованием в произведении «Японский мостик».  В данном случае световое солнечное освещение освящает персонажей, осеняет их божественной энергией.
Человек существует в пространстве природном и освященном солнцем (божественной энергией). Это его нормальное состояние. Действие человека в пространстве произведения соответствует воздушной легкой технике. Легкое ощущение  солнечного пространства природы соответствует действию персонажей – легкое общение. Гармоничное сосуществование, которое позволяет обрести идеальное состояние. Кроме этого женщина – как образец идеального.
Особенность религиозности произведения соответствует произведению «Японский мостик». Божественный свет осеняет природу. Природа – сосредоточение божественного начала, в этом пространстве и находится человек, также преображенный.
В сумме всех выше перечисленных аспектов рождается представление импрессионистической картины мира.

суббота, 26 января 2013 г.

«Японский мостик» К. Моне


Представлена водная гладь с мостиком на заднем плане и обилием цветущих растений вокруг.
Импрессионистическая техника заключается  мелких мазках, благодоря которым выстраивается все изображение. Характерна работа «на натуре», т.е. для импрессионизма характерно написание этюдов на пленэре, но в то же время художники не были полностью оторванными от мастерской, заканчивая в них свои работы.  Импрессионизму свойственно взаимоотношение цветов, фигур, мазков цвета. Работа решена как кадр.  Работа выполнена при помощи мелких мазков. Бесконечно меняющийся мир  способен стать целостной картиной при помощи художника, а затем и у зрителя. Человек является единственным, кому открыто постижение меняющегося мира. Данная проблема решается за счет цвета. В работах используются раздельные мазки ярких локальных цветов, Не смотря на наличие локальных цветов работам характерно их смешение за счет оптического эффекта. Таким образом в произведение «Японский мостик» соединяются локальные цвета при помощи мелких мазков, которые вблизи являются только мазками разных цветов, а при отходе зрителя от произведения трансформируются в целостное изображение.
Художественным материалом в произведении является сельский пейзаж (изображение природы). Пейзаж находится не в статике, а в движение. Тема движения характерна для творчества импрессионистов. В произведение создается эффект движение по направлению к мостику.  Этот прием отражает изменчивость и постоянное движение мира. Главной проблемой, которая поднимается в произведениях  является проблема отношения человека и мира. В данном случае человек выступает зрителем, он созерцает плодородную и заразительную природу, и движется на встречу ей, пытается включится в нее, обрести гармонию.
Композиционный принципы заключаются в использовании воздушной перспективы без использования линейной перспективы. Воздушная перспектива характеризуется исчезновением четкости и ясности очертаний предметов по мере их удаления от глаз наблюдателя.  Кроме этого важным является как бы случайное запечатление некого кадра мира. У зрителя создается впечатление не преднамеренного выбора изображенной композиционной схемы. В то же время произведение удивительно уравновешенное и гармоничное по своей сути как раз благодаря правильной композиционной схеме.
Роль цветовой и световой составляющей произведения. В произведение цвет является материализованным светом. В произведении происходит сложное разложение цветов, за счет мазков. Важной характеристикой живописи импрессионизма – становление обычных явление природы цветными. Так в работе «Японский мостик» пространство воды наполняется солнечным светом, оттенками цветов. Водная гладь становится цветной.  Свет от солнца высвечивает сущность. Солнечный свет, как наделение божественным природы.
Место человека в произведении заключается в его неком включение. В работе «Японский мостик» зритель, как бы входит это пространство на иллюзорной лодке  и плывет в сторону мостика, осеняясь божественным солнечным светом.  Хоть в произведении и нет изображения человека, пространство природы манит в себя. Важно отметить, что пейзаж представлен в гармоничном сосуществовании природы (нерукотворной) и мостика (рукотворного).
Религиозность в произведении проявляется за счет божественного света. В работе присутствует идея пантеизма. Бог явлен в природе. Он визуализируется в солнечном свете.
Импрессионистическая картина мира заключается в постоянно изменчивом мире, который не возможно остановить, но человек способен увидеть постоянно меняющееся мгновение. Произведение визуализирует собой мгновение в меняющемся мире.  Данная идея визуализируется посредством пейзажа, который открывает природу, находящуюся в постоянной трансформации.