Быть интеллектуально развитым - норма

пятница, 21 декабря 2012 г.

Скульптор: А. Л. Бари XIX век.

Человек, знающий историю искусства может по праву называться образованным человеком.

Поэтому предлагаю вашему вниманию статью о том, кого мало кто из обывателей знает и мало кто видел его работы. Расширь свой кругозор - узнай новое!


Антуан Жан Бари (1796-1875).
А. Бари был учеником А.Ж. Гро и Ф.Ж. Бозино. Кроме этого на художника оказал влияние Делакруа, вместе с которым он изучал живопись. Рисуя с натуры  в Музее естественной истории. А сам А. Бари оказал влияние на Родена (А. Бари оказал влияние на формирование его пластических принципов).  А. Бари будучи скульптором занимался и живописью. 
Для творчества А. Бари  характерно использование литературных и мифологических сюжетов, а также аллегорий.
Пластическому творчеству скульптора характерно изображение животных, преимущественно диких животных в движении и противоборстве. Например скульптура «Тигр, пожирающий крокодила» (1831). Эта работа является первым изображением животных, исполненное жизненно и выразительно.  Это разительно отличается от холодно сдержанных работ академистов.  Скульптурную композицию отличает энергичная пластика, напряженные формы, сложная светотеневая моделировка.
«Лев, давящий змею» (1833) является еще одним примером скульптурной пластики А. Бари.  Скульптура отражает противоборство двух энергий. Работы А. Бари несут в себе также актуально-историческую информацию.  Так противоборство современниками скульптора понимается как намек на Июльскую революцию. Кроме этого противоборство можно трактовать как действие, разворачиваемое внутри человека, где он борется сам с собой, со своим внутренним началом.
В эпоху Второй империи А. Бари выполнил ряд скульптур для фасада Нового Лувра (1854-1860). А.Бари создал аллегорические фигуры Войны, Мира, Силы и Порядка и кроме этого реки Франции, в которых монументальность сочетается с полнотой и напряженностью пластических форм.
Из его малых пластических форм можно назвать «Лев, нападающий на лошадь», «Мертвая газель», «Пантера, терзающая зайца». Этим фигуркам, несмотря на их малый размер, присущ монументальный характер — Бари умеет мыслить обобщенно, контрастными массами.
Характерно, что в изображении человеческой фигуры у Бари гораздо меньше смелости и динамики, чем в изображении животных.
В 1848 году Бари назначают директором отделения гипсовых отливок в Лувре, где он получает новую мастерскую. В это время созданы его знаменитые работы — «Отдыхающий лев», «Кентавр и лапиф» и «Ягуар». Сила выражения, энергия и мощь движения сочетаются  с обобщенностью форм и широким монументальным ритмом. Позднее творчество скульптора отличается меньшей напряженностью, романтическая взволнованность ранних работ воплощается в более строгой пластической форме.
"Тигр, пожирающий крокодила" (1831—1832 г., Париж, Лувр).
Представлена скульптурная группа с изображением тигра и крокодила. Тигр изображен доминирующим в пространстве композиции.  При изображении момента действия – противоборства, высвечен момент подавления тигром крокодила, тигр кусает. Но в тот же момент крокодил обвивает хвостом шею тигра, способный в следующую минуту задушить сильного зверя.  Скульптура выполнена экспрессивно, мускулы показывают напряжение борьбы.   Говоря о проблематике борьбы можно предположить что борьба переносится во внутрь человеческой души. Крокодил – как символ низкого хтонического начала, который человек должен побороть в себе. В данной работе можно говорить о наличии черт романтизма, которые проявлены в общем стиле исполнении (динамики, экспрессии, трагизме ситуации, заразительность), а классицизм кристаллизуется в идее (человек, разумом – основное в классицизме, должен побороть в себе звериное хтоническо начало). Таким образом можно предположить что романтизм проявляется в изобразительных средствах, а классицизм в идее.

«Лев, давящий змею» (салон 1833 года, Париж Лувр). 
В данной работе демонстрируются те же принципы, которые были приведены в уже проанализированной скульптуре. Кроме этого можно предположить, что скульптурные композиции отсылают к актуально-исторической тематике (июльская революция – противоборство двух социальных сил). Данный подход характерен для классицизма.  Таким образом  романтизм представлен за счет изобразительных средств, а идея визуализирует классицизм.
Еще одной репрезентативной работой является «Кентавр и Лапиф».
Произведение основано  на мифологическом сюжете. В работе романтизм проявлен за счет изобразительных средств выражения идейного смысла. Представлен Лапиф, побеждающий Кентавра. Опять же используется момент борьбы, если учитывать мифологический контекст и знания о древнем, то можно сказать что лапиф и кентавр были братьями. Таким образом Лапиф убывает, побеждает своего брата. И в основную идею выносится мысль о том, что лапиф – человек побеждает получеловека- полу животное (в нем есть животное начало), т.е. лапиф побеждает животное начало. А животное начало чаще всего неразрывно связано с разумом человеком, и аллегорично показана победа разума над животным началом, которое было так близко человеку, как близки друг другу братья, т.е. эта победа сложная и физически и морально. 
А. Л. Бари. «Львица, терзающая крокодила». Бронза. 19 в. Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Москва.

Подводя итог можно вывести определенную закономерность в произведениях А. Бари. Специфика взаимодействия ареаромантизма и ареаклассицизма проявляется в том, каким образом проявлены эти стили  в работах. Так романтизм предстает  заразительностью, экспересией и трагизмом изобразительных средств, а классицистические признаки укрываются в идеи произведений (победа разума над чувствами)

Комментариев нет:

Отправить комментарий