Быть интеллектуально развитым - норма

воскресенье, 12 мая 2013 г.

Карл Брюллов «Вирсавия»


Всем снова здравствуйте. На примере картины «Вирсавия» я еще раз хочу вас познакомить с анализом произведений не опираясь на историческую обстановку и жизнь самого автора, давайте обратимся непосредственно к картине.
Карл Брюллов «Вирсавия» 1832 г.

Картина написана на холсте маслом и имеет размеры  173 х 125,5см, в настоящее время находится в Государственной Третьяковской галерее в Москве.
Прежде всего определяем главные элементы и персонажей представленные в пространстве художественного образа: обнаженная девушка сидящая на ткани возле бассейна с погруженной в воду левой ногой и прибирающей свои волосы. Действие происходит в саду, у ног девушки в воде сидит рабыня и держит ее одной рукой за ногу.
Главная героиня, несомненно занимает ведущее место в представленной картине. Девушка имеет белый, почти прозрачный цвет кожи. Ее поза являет собой закрытость и открытость одновременно: она совсем не стесняясь представляет зрителю свое обнаженной тело, наклоняет чуть голову и поднимая к ней руки она демонстрирует саму себя смотря прямо на зрителя, в то время, как ложа ногу на ногу, она тем самым скрывает самое сокровенное, закрывается. Свет, льющийся слева, освещает ее торс, оставляя в тени лицо, ноги и голову. Тем самым делается акцент на обнаженном теле, моменте соблазнения прекрасными формами. Исходя из этого суждения, можно сделать вывод, что это «девушка-соблазнительница» смотрящая на зрителя своим заигрывающим взглядом.
Дополнительные элементы картины так же представляют интерес для характеристики главного персонажа. Прекрасная соблазнительница восседает на белой, скомканной ткани, поверх которой находится так же скомканная ткань красная, что можно проинтерпретировать, как то, что за внешней, страстной оболочкой скрывается чистая, невинная душа. То с какой легкостью и пластичностью совершает свои действия, говорит о грациозности, легкости.
Сама Вирсавия уже погружается в воду, пока только одной ногой, но в левом нижнем углу можно наблюдать источник воды, который все еще наполняет ванну, то есть не только сама девушка желает погрузиться в воды, но и сами воды стараются заполнить ее собой, погрузить в себя.
Одежда Вирсавии небрежно скинута и представлена в правой части картины на среднем плане. На самой героине видно только украшение головы, которое она вот-вот снимет с себя. Служанка у ее ног, представлена на контрасте с белой кожей главной героини, она сидит на коленях в позе преклонения, нижней частью своего тела погруженная в воду и с восхищенной улыбкой заглядывает в лицо Вирсавии. Правая рука рабыни погружена в воду, в ней она держит тряпицу для омовения, но отпускает ее восхищенная представленным ее глазам действием. Свою левую руку она положила на бедро героини, желая быть причастной к божественной красоте Вирсавии, почувствовать ее. Тем самым данным персонажам можно присвоить такие визуальное понятие, как «чувственность». Служанка представляет зрителя, которому суждено с восхищенным замиранием любоваться красотой и грацией, причем именно понятие чувственность необходима зрителю. Как уже говорилось выше, героиня завлекает нас своим взглядом, но это завлекание-соблазнение нужно «почувствовать», проникнуться им.
Теперь обратимся к композиционному построению произведения: Картина выполнена попланово: передний план бассейна, водоема. Следующим является средний план, на котором находятся главная героиня со своей рабыней, затем идет верхняя часть бассейна с лежащей на ней одеждой и задний план представлен темнотой сада с находящимся в нем деревом.
Планы выстраивают «путь» который можно описать следующим образом: водоем, открывающийся прямо на зрителя, приглашает вступить в сове пространство, чтобы через служанку по телу Вирсавии пройти выше, где в темноте скрывается истина - Видите небольшой просвет над головой Вирсавии. Сброшенная одежда на среднем плане представляет необходимость  обнажиться духовно, открыться произведению. Дерево закрывает истину, скрывает ее и затемняет лицо девушки, дерево – покрывает, не дает проход для тех кто не смог по истине обнажить свои чувства и вступить на путь, представленный произведением.
Приглядитесь к прорисовке, как четко, светло прописан передний план картины и как смутно, теряющимся в темноте создан план задний. происходит постепенный переход от материального к нематериальному, от понятного к непонятному. Картина призывает – познай то что непонятно, прими истину. Какова она, эта истина? Что за ней? Для этого необходимо пройти весь путь представленный художником и сделать собственные выводы. Можно конечно сформулировать главную идею, как «эротическое завлечение на любование красотой тела, чтобы через страстное загорание плоти для последующего внутреннего обнажения и восхождения, от восхищения конечными формами к познанию бесконечного», однако для зрителя важно увидеть этот путь, познать его и применить в жизни. «Живи чувствами!», «Оторвись от плотского!» говорит нам картина, а может и правда задуматься и увидеть большее в малом, за фасадом страстной привлекательной девушки узреть чистую трогательную душу.
Автор А.П. Грищенко

Комментариев нет:

Отправить комментарий