Быть интеллектуально развитым - норма

вторник, 9 июля 2013 г.

ДЖАЗ. ФОРМИРОВАНИЕ. НОВЫЙ ОРЛЕАН


Часть 1. Корни

Третья четверть XIX века, Новый Орлеан, штат Луизиана – часть страны в которой рабство продолжает сохранять свои прежние позиции, в отличие от остальной части Соединенных Штатов. Крупнейший портовый город, в котором более чем где-либо развит товарооборот, где происходит огромное скопление различных национальностей со всего мира, различных социальных слоёв – от очень бедных до невероятно богатых. В подобном разнообразии культур каждому приходится выживать по-своему – находить средства для существования, уживаться с абсолютно разными традициями и их носителями, а это возможно лишь при интуитивном действии каждого, т.к. нет единого закона действий в подобной ситуации - отсюда и выходит главная составляющая всего джаза – импровизация. Именно она определяет всё дальнейшее развитие данного жанра.
В этом окружении музыкальный мир имеет оттенки всех цветов: песни рабочих с плантаций, модный в то время, спиричуэлс: духовная музыка церквей. Креолы исполняют мелодии Старого Света, они считают себя прямыми носителями европейской культуры. Духовые маршевые оркестры активно участвуют во всевозможных празднествах. Чернокожее население исполняет сложные африканские ритмы. В театрах можно услышать музыку шоу-менестрелей (самая знаменитая в то время Джима Кроу – «Папаша Райс»).
26 января 1861 года штат Луизиана отделяется от страны. Рабство и без того имеющее наивысшую силу в стране, при новой администрации становится окончательно невыносимым, её символом и становится знаменитое менестрель-шоу Джима Кроу. Однако, в ходе гражданской войны всего через 15 месяцев Север подкупает руководящие верха Юга и возвращает утерянный штат. Это даёт постепенное ослабление рабства, которое, в конце концов, отменили. В связи с этим, происходит огромный культурный и творческий рост среди населения, в частности, чернокожей его части.
Всё это происходит в одном городе, и неизбежно приводит к тому, что к концу XIX века начинается оформление главных корней джаза – регтайма и блюза. Не стоит забывать и про их корни:
Спиричуэлс – духовные песнопения чернокожих, основу которых составляют национальные африканские песни позднего средневековья и европейские мелодические традиции.
Шоу-менестрелей, на которых белые перекрашиваясь играли черных, а чёрные белых. Их музыка имела вид подражания африканским ритмам и народным распевам. Подобные шоу имели огромную популярность, т.к. высмеивали повседневную жизнь негров-рабов – тем самым унижая и высмеивая их.
Итак, регтайм – изобретение по большей части чёрных пианистов, включающее в себя спиричуэлс, менестрели, европейские и африканские традиции,  военные марши и напевы - всё это объединялось синкопированным ритмом (смещение басовых акцентов на слабую долю, тогда как в народной и классической музыке акцент в основном ставится на первую долю). К началу XX века регтайм становится невероятно популярным на территории всей Америки, ведь в первую очередь под него можно танцевать, веселится, уходить от бытовой суеты, жизненных неурядиц и проблем.
Параллельно происходит становление блюза. Рабочие с хлопковых плантаций бегут от вероломных законов «Джима Кроу» (сегрегации), вместе с ними – блюз (песни рабочих), это всё, что они могут взять с собой. Главные особенности того блюза – отход от наигранных и позорных менестрелей, обыгрывание темы на нескольких простых аккордах которые говорят обо всём, что наболело. В процессе «вопрос-ответного» диалога, который заключается в том, что музыкант пропевает вопрос и сам же при помощи своего инструмента отвечает на него, происходит рождение этой музыки. Это уже чисто американское, с африканскими традициями явление. Происходит синтез африканских ритмов и мелодических европейских традиций, которые рождает блюз.
В чём же заключается главная мысль рабочих песен, из которых вышел блюз? Суть заключается в том, что ещё до самого понятия «блюз» они содержали в себе чисто бытовой характер, в них не было места размышлению о Боге и высших чувствах, т.к. всякая надежда и вера уже давно погибли, если и существовали когда-либо и единственная отдушина находится, лишь в таких «диалогах». Но давно уже существовали и церковные песнопения, которые наоборот – больше возвышали Бога и не давали чувства реальности. И только слившись, они рождают блюз – происходит диалог добра и зла. Именно в этом и заключается суть этих песен, блюза.
К концу XIX века и в первое десятилетие XX, в Новом Орлеане, блюз со струнных инструментов постепенно перетекает на духовые – трубы, рожки, которые оставались от военных маршевых оркестров времён гражданской войны и более были не востребованы. Вследствие этого, они имеют низкую цену, а значит, каждый может позволить себе музыкальный инструмент. Здесь же, по соседству, сосуществует регтайм, слившись вместе они, благодаря первым музыкальным «кладоискателям» и их оркестрам, создают новое музыкальное направление – джаз.
В целом же, можно сказать, что все компоненты входящие в джаз вышли из народных песен и распевов либо рабочих песен. Все они содержат и белые и чёрные корни т.к. рабовладельцы, рабы, эмигранты со всего мира жили бок о бок и так или иначе путем синтеза перенимали друг у друга культурные традиции.

Автор: Кирилл Стрельник

Комментариев нет:

Отправить комментарий