Быть интеллектуально развитым - норма

понедельник, 1 апреля 2013 г.

Неоготика в эпоху модерна


Готика - она всегда была интересной, ведь эти странные парящие соборы не могут оставить равнодушным никого. Готические постройки есть в различных городах, они построены в разные годы. Давайте не будем пускаться в обширные размышления о готическом стиле вцелом, а обратимся к одному маленькому периоду. Все познать невозможно, но пробовать стоит всегда.
Неоготика получает свое распространение во время эпохи модерна.  В этот период создаются доходные дома. Для доходных домов в стиле неоготики характерны парадные фасады с характерными готическими элементами-щипцами, башенками, пинакли, контрофорсами, также характерны стрельчатые завершения окон, высокие фронтоны.  Таким образом, экстерьер характеризуется декоративностью. В то же время дворы решены аскетично, без каких-либо излишеств.  Репрезентантами являются следующие памятники:

Доходный дом «Замок Ричарда Львиное Сердце». Киев. 1902-1904 гг.;

Доходный дом Еремеевых 1903-05 гг. Архитектор М.Ф. Еремеев. Санкт-Петербург.
Для особняков характерны ассиметричные планы. Если доходные дома характеризуются наличием плоскостного фасада, то особняк – это объем, воспринимаемый с разных фасадов. В особняках используются фронтоны и башенки, в основе композиционного построения лежит принцип динамического равновесия масс. Также особнякам характерна живописная основа, фасады являются скульптурными.
Отметим еще несколько образцов неоготического стиля: Дом ювелирной торговли Фаберже Санкт-Петербург 1899-1900 гг. Арх. К. К. Шмидт; Дача Параскева. Одесса. 1892 г. Арх. П. Клейн.
Рассмотрим неоготический стиль на примере репрезентанта. В качестве репрезентанта возьмем особняк  З.Г. Морозовой на Спиридоновке 17.
Ф. О. Шехтель занимается направлением неоготика в  1890-е гг. Неоготика, как явление, в творчестве Ф.О. Шехтеля может трактоваться как поиск новых художественных средств.  Особняк являлся важным для мецената Саввы Мамонтова и Ф.О. Шехтеля. Сам же Морозов строил особняк для своей жены Зинаиды.

Особняк, по своему назначению, строился как господский дом.
Особняк расположен в глубине улицы, без выхода фасада непосредственно на улицу. Характерна значимость всех фасадов. Это является не типичным для общей линии улицы и выбивается из единой линии.
Весь экстерьер можно трактовать как моделирование понятия крепости – жилого дома, который является опорой для своих хозяев. Общий облик фасадов напоминает укрепленное, монументальное стоящее сооружение – укрепленный замок. Этот  же мотив поддерживают и декоративные украшения, которые можно встретить на водосточных трубах, на завершиях витой кованной ограды. Мифические, фантастические животные, как своего рода защитники и обереги  дома. Исходя из этого, формируется понимание дома, как крепости, комфортной и безопасной для проживания. Особняк предстает неким островком в городе.

Планировка характеризуется наличием центра – «ядра», которым выступает парадная лестница.

Интерьеры оформлены лестницей с готической сквозной резьбой. Готическая резьба по дереву – часть убранства стен в залах. Впервые, она встречается на самом входе в здание и расходится через анфилады залов к аванзалу.  Все элементы внутреннего декора, такие как резное дерево на стенах, потолках, стрельчатые арки, перила выполнены в едином стиле и гармонично сочетаются друг с другом. Кроме непосредственного проектирования здания, Ф.О. Шехтель создал мебель, напольные часы в готической башенке. Важно отметить, что все элементы декора имеют свое четкое место.
Живописная часть особняка принадлежит М.А. Врубелю. Он оформил малую готическую гостиную панно «Утро», «Полдень», «Вечер», а также скульптурную композицию «Роберт и Бертрам», кроме этого рисунок витража (рыцарь на коне).
Кроме М.А. Врубеля особняком занимался Богаевский (ученик Куинджи).
Внутреннее пространство особняка продолжает моделировать крепость. Интерьеры перекликаются с мотивами  рыцарских замков, с массивной мебелью и деревянными панелями. Мотив охраны во внутреннем пространстве поддерживается стоящими рыцарями в доспехах. А живописные панно придают интерьерам мифический и немного сказочный вид. В тоже время готический стиль, предполагающий энтузиазное движение души формирует возможность восхождения и сосуществования человека в интимном пространстве особняка. Интимным пространство становится за счет моделирования особняка, как крепости и за счет темных, глубоких интерьеров.
Подводя итог, можно сказать, что неоготика на рубеже XIX и XX веков нашла свое воплощение в эпохе модерна и используя материалы и архитектурные формы прошлых столетий воплотилась в новых формах.

Комментариев нет:

Отправить комментарий