Быть интеллектуально развитым - норма

суббота, 26 января 2013 г.

Статья: Градостроительные системы (Санкт-Петербург, Москва XVII века, город Возрождения)

Градостроительная система Санкт-Петербурга в сравнении с устройством древнерусской Москвы (17 век) и западноевропейским представлением об идеальном городе эпохи Возрождения
Санкт-Петербург. Этот город поражает своим динамическим и рациональным развитием. В 1703 г. на Заячьем острове была заложена крепость нового города.  Заселение осуществлялась преимущественно по берегам Невы и его рукавам, что способствовало легкому транспортному сообщению.  Главные объекты города (Адмиралтейство и дворцы) строились на берегах Адмиралтейской, Выборгской стороны, Васильевского и Березовского островов.
Важно отметить, что Санкт-Петербург не похож на другие российские города, построенные ранние и за счет определенного комплекса указов и правил был построен совершенно новый и современный город.
В ходе строительства и становления нового горда несколько раз изменялся центр города, первоначально он был на Петербургской стороне, где главным преимуществом была защита центра за счет Петропавловской крепости, затем центр был перемещен на Васильевский остров, а точнее на восточную часть, а итоговым вариантом размещения центра Санкт-Петербурга является район между Невой и Мойкой на Адмиралтейской стороне.
Характерной чертой градостроительства в Санкт-Петербурге является размещение жителей по слободам, которые складывались по социальному и производительному признаку.  
Этапы строительства жилых построек:
  •       Строительство деревянных жилых домов.  Тип построек характеризуется домиком Петра I с садом, который имел в плане две комнаты и кухню с необходимыми хозяйственными отделами посередине.
  •       Мазанки.  Деревянные дома второго этапа включали в свое строительство финальный этап – обмазывание глиной, затем стены белили и появлялась возможность расписывать фасады под камень и кирпич.
  •      В 1714 г. Петр I после зарубежной поездки отдает приказ строить каменные дома.
Таким образом, можно говорить о рациональном и продуманном подходе в строительстве города, деревянные кварталы либо перестраивались в каменные постройки либо перестраивались полностью, что позволяло достичь правильности и присеч хаотичную застройку.
Для руководства над строительством в 1709 г. был учрежден государственный орган «Канцелярия от строений» основной функцией органа был контроль за строительством.
Для воплощения архитектурных замыслов и привнесения новых форм были приглашены архитекторы из европейских стран: итальянцы – Доменико Трезини, Николо Микетти, Гаэтано Кьявери, француз – Жан-Батист Леблон, голландец – Стефан ванн Звитен, немцы – Андреас Шлютер, Георг Иоганн Матарнови, Иоганн Фридрих Браунштейн, Теодор Швертфегер, Готфрид Иоганн Шедель. В их обязанности также входило обучение молодых русских кадров. 
Еще одним шагом было появление практики появления пенсионеров – русских, отправленных на обучение за границу.
Для правильного строительства также была применена мера, состоящая из чертежей образцовых построек для горожан. Доменико Трезини создает чертежи для «подлых» и «зажиточных» горожан.  Дома «подлых» должны быть одноэтажными с четырьмя окнами, а «зажиточные» должны строить дома одноэтажные с четырнадцатью окнам с дверью в центре фасада и мезонином в три окна.  Также строили «именитые» дома, проект которого создал  Ж.Б. Леблон, такие дома состояли из двух этажей и были на семь осей (шесть окон и дверь в центре), с высокой крышей.
Помимо типичных домов создавались уникальные вехи, которые являлись важными точками города: дворцы и храмы, светские постройки и религиозные. Стоит отметить, что все постройки (и светские и религиозные) снабжались башенками и шпилями и являлись точками города, вырывающимися из общего пространства домов. Для сближения хоромной и храмовой архитектуры служила колокольня.
Постройки Петербурга данного периода отличаются четкостью членения фасадов, они рационалистичны и выражают ту функцию, для которой предназначены.
Еще одной чертой градостроительства являлось создание регулярных парковых зон при дворцах. Парки играют немаловажную роль, так как показывают рационалистичное влияние человека на природу, в данном случае они являются своеобразными закрепителями глобального преобразования Петром болотистой местности в столицу державы, этому способствуют так же и такие декоративные элементы как фонтаны.
Застройки по типу городов стран Европы 17 века, фасадность и типажность зданий способствуют выстраиванию линии улицы. Как проявление социоцентрического аспекта, разрабатываются типы зданий для определенных социальных групп, проявляющие их положение в иерархии.  Так, например, очень важным аспектом являлась высота здания. Дома более низких классов были одноэтажными, что позволяло высотностью выделить здания, принадлежавшие знати. С помощью высотности акцентируются точки-ориентиры, направляющие человека в пространстве города  этим можно объяснить популярность колоколен. Характерно взаимопроникновение элементов религиозных построек и, что приводит к появлению внутри храмов элементов, напоминающих ворота, тип колокольни распространяется повсеместно и в таких зданиях, как, например, Кунсткамера, при оформлении фасада так же используются элементы ранее характерные лишь для религиозных построек. Барокко привносит храмовым постройкам пышность, социальным – различность внутреннего и внешнего интерьеров.
Подводя итог разговору о градостроительной системе Санкт-Петербурга можно сказать что город представляет собой простой и ясный организм, в котором у каждого человека есть свое место, на основе социальной и производственной принадлежности, все дома подчинены определенной структуре и представляют собой ясность, тем самым моделирую понятный каждому мир, в котором он живет. А определенные хоромные и храмовые вехи Санкт-Петербурга ориентирует людей по отношению к власти и религии, предлагают жителю мост.
Генеральный план Санкт-Петербурга 1717 года, предложенный Жаном Леблоном

План Москвы 1600



Таким образом можно выделить основные характеристики градостроительной системы Санкт – Петербурга в сравнении с застройкой Москвы и идеальным городом эпохи возрождения: во-первых это была плановая постройка, по плану возводились не только дома, но и сам город – по первоначальному проекту Леблона город застраивался полукругом и был окружен стеной, однако тем не менее правильные квадраты города все-таки были воплощены в жизнь. В эпоху возрождения во многих трактатах мастеров идеальный город должен был быть хорошо продуман, спланирован - Планировка обязана была быть регулярной, по которой город делился на четкие кварталы прямыми улицами. Вообще все архитектурные строения должны быть подчинены геометрическим формам и прочерчены по линейке, здесь можно заметить явное сходство. План Леблона напоминает своими очертаниями звезду, расходящуюся лучами от центра. Москва же – это город, построенный по принципу окружностей, расходящихся от одного центра – Кремлевской площади. Сердце Москвы несколькими кругами защищено, оно оберегается и его защита все крепче с каждым новым кругом. Не зря, первой постройкой Петербурга была именно Петропавловская крепость – это тоже своего рода защита. Однако улочки Москвы запутаны, они не имеют четкого построения, в отличии от планированного Санкт-Петербурга. Тем самым можно сказать, что на проектирование застройки Санкт-Петербурга наложили свой отпечаток как возрожденческие принципы, так и древнерусская застройка бывшей столицы. Однако, следует отметить, что идеальный город, так и не был создан – зодчим эпохи кватроченто не удалось привести его в жизнь, архитектура того времени – это в основном отдельные здания, в то время, как Петр I своим указом создал город, который полностью построен в единстве.

Пьеро делла Франческо "Идеальный город"

 Во-вторых, не зависимо где находился центр города, он являлся своего рода отправной точкой, для всей остальной застройки. Это вполне вытекает из первого пункта – центром, что в городе возрождения – храм, что в Москве – множество церквей кремля, является некий религиозный стержень. Но как уже говорилось, при строительстве Санкт-Петербурга центр несколько раз менялся – от Петроградской крепости, к васильевскому острову, адмиралтейство. Тем самым можно сказать, что во всех случаях сердцем города являлась не церковь, а социальной значимости постройка, акцент переходит с религии на общественность, государство. Однако не следует забывать, что при Петре первом был создан Синод, который подчинил церковь государству, тем самым понятие государство уже включало в себя церковь, и постройки были космоцентрически социоцентричны. Следует так же отметить, что берега Невы застраивались «представительной» архитектурой – крупные монументальные сооружения дворцового типа, которая способна в полной мере представить красоту и пышность новой столицы. Они то и являлись узловыми точками нового города, в отличии от Москвы и возрождения, где узловой точкой являлся храм.
Третьим пунктом можно отметить, что заселение города велось по производственному признаку. Такую характеристику можно отнести как к городам возрождения, так и к Москве. Эпоха возрождения – это прежде всего цеха, сплоченные между собой, Город должен быть разделен на кварталы, которые делились бы по иерархическому принципу или по виду занятости. Объединение людей по их деятельности характерно как для Петербурга, так и для возрожденческих городов. Петербург отличается единством социо- и космоцентрических аспектов, что в некоторой степени рознит его с идеями эпохи просвещения, где узловыми точками, как уже было сказано, являлись храмовые здания, от которых распространялась организующая энергетика и на весь город, здесь же в качестве организующей структуры является социальная структура. От Москвы, зиждущейся на основах древности, сохраняющей традиции и довольно хаотичным размещением домов, все же организованных защитными кольцами, застройка Питера отличается разумностью постановки каждого отдельного дома и ориентацией на опыт европейских стран.
И четвертым, но не последним, является включение в общую композицию регулярных парков – островки природы, способствующие включению всего архитектурного ансамбля города в природную среду. Как уже говорилось Москва, это город с мелкими, запутанными улочками, где нет места большим раскидистым паркам, в эпоху возрождения широкие пространства – это прежде всего площади. Скорее всего, принцип включения в ансамбль регулярных парков был заимствован из 17 века, где парк играл важную роль при построении дворцового ансамбля.
Нововведением Петра I был приказ о строительстве всех домов по новому типу: фасадом на улицу и внутренними хозяйственными постройками во двор, что в корне меняло привычную для России традицию строительства в городах. Такая застройка позволяла продемонстрировать красоту фасадов домов, что напоминает о великолепных паллацо Возрождения.
Однако, Москва ведет свою историю с древних времен и к XVII веку уже была отстроена. В зодчестве на протяжении XVII в. произошли большие изменения. Хотя основным строительным материалом осталось дерево, но по сравнению с предыдущим временем значительно большее развитие получило каменное (кирпичное) строительство. Широко стали применяться новые виды строительных материалов: многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали. Такие архитектурные приемы были во многом заимствованы зодчими работавшими над строительством Петербурга. В конце XVII в. в храмовой архитектуре Москвы возникает новый стиль - нарышкинское (московское) барокко с центрическими храмами. Такое барокко и было во многом перенято мастерами для создания новой столицы.
По учению Леона Баттиста Альберти, идеальный город должен был отражать все потребности человека, отвечать на все его гуманистические запросы. Тем самым можно увидеть, что основополагающими постройками Петербурга были не только крепость и дворцы – но и кунсткамера – первый российский музей. Петр понимал важность знаний для населения и построив музей всячески привлекал в него народ.
Живой организм Санкт- Петербурга – это своего рода синтез традиций, впитавший в себя уже накопленный опыт древней Руси и наработки мастеров возрождения, что в конечном итоге благодаря великим мастерам разных стран, которые несомненно читали трактаты мастеров возрождения и знакомы с градостроением Москвы создали нечто новое и неповторимое. Новая столица стала не только прекрасным и пышным городом, но и лицом обновленной России – открытая и защищенная мощной армией и флотом, нарядная и особенная, неповторимая, собравшая в себе самые лучшие наработки предыдущих эпох и опыт Европы.
Город выступает как единое целое, где религиозная и социальная части жизни общества взаимопроникают друг в друга и существуют в своеобразном единстве. Сам город функционален, это столица, центр, аккумулирующий в себе ведущие направления жизни жителей страны, а так же порт, крепость. Все это воплощается в общей схеме и в особенностях каждой отдельной постройки.

Статья написана совместно с Бочкаревой А., Грищенко А.

Комментариев нет:

Отправить комментарий