Часть 1. Корни
Третья четверть XIX
века, Новый Орлеан, штат Луизиана – часть страны в которой рабство продолжает
сохранять свои прежние позиции, в отличие от остальной части Соединенных Штатов.
Крупнейший портовый город, в котором более чем где-либо развит товарооборот, где
происходит огромное скопление различных национальностей со всего мира,
различных социальных слоёв – от очень бедных до невероятно богатых. В подобном разнообразии
культур каждому приходится выживать по-своему – находить средства для
существования, уживаться с абсолютно разными традициями и их носителями, а это
возможно лишь при интуитивном действии каждого, т.к. нет единого закона
действий в подобной ситуации - отсюда и выходит главная составляющая всего
джаза – импровизация. Именно она
определяет всё дальнейшее развитие данного жанра.
В этом окружении музыкальный мир имеет оттенки всех
цветов: песни рабочих с плантаций, модный в то время, спиричуэлс: духовная музыка церквей. Креолы исполняют мелодии
Старого Света, они считают себя прямыми носителями европейской культуры.
Духовые маршевые оркестры активно участвуют во всевозможных празднествах.
Чернокожее население исполняет сложные африканские ритмы. В театрах можно
услышать музыку шоу-менестрелей (самая знаменитая в то время Джима Кроу –
«Папаша Райс»).
26 января 1861 года штат Луизиана отделяется от
страны. Рабство и без того имеющее наивысшую силу в стране, при новой
администрации становится окончательно невыносимым, её символом и становится
знаменитое менестрель-шоу Джима Кроу. Однако, в ходе гражданской войны всего
через 15 месяцев Север подкупает руководящие верха Юга и возвращает утерянный
штат. Это даёт постепенное ослабление рабства, которое, в конце концов, отменили.
В связи с этим, происходит огромный культурный и творческий рост среди
населения, в частности, чернокожей его части.
Всё это происходит в одном городе, и неизбежно
приводит к тому, что к концу XIX века начинается
оформление главных корней джаза – регтайма и блюза. Не стоит забывать и про их корни:
Спиричуэлс – духовные песнопения чернокожих, основу
которых составляют национальные африканские песни позднего средневековья и
европейские мелодические традиции.
Шоу-менестрелей, на которых белые перекрашиваясь
играли черных, а чёрные белых. Их музыка имела вид подражания африканским
ритмам и народным распевам. Подобные шоу имели огромную популярность, т.к.
высмеивали повседневную жизнь негров-рабов – тем самым унижая и высмеивая их.
Итак, регтайм – изобретение по большей части чёрных
пианистов, включающее в себя спиричуэлс, менестрели, европейские и африканские
традиции, военные марши и напевы - всё
это объединялось синкопированным ритмом (смещение басовых акцентов на слабую
долю, тогда как в народной и классической музыке акцент в основном ставится на
первую долю). К началу XX века регтайм
становится невероятно популярным на территории всей Америки, ведь в первую
очередь под него можно танцевать, веселится, уходить от бытовой суеты,
жизненных неурядиц и проблем.
Параллельно происходит становление блюза. Рабочие с
хлопковых плантаций бегут от вероломных законов «Джима Кроу» (сегрегации),
вместе с ними – блюз (песни рабочих), это всё, что они могут взять с собой.
Главные особенности того блюза – отход от наигранных и позорных менестрелей,
обыгрывание темы на нескольких простых аккордах которые говорят обо всём, что
наболело. В процессе «вопрос-ответного» диалога, который заключается в том, что
музыкант пропевает вопрос и сам же при помощи своего инструмента отвечает на
него, происходит рождение этой музыки. Это уже чисто американское, с
африканскими традициями явление. Происходит синтез африканских ритмов и
мелодических европейских традиций, которые рождает блюз.
В чём же заключается главная мысль рабочих песен, из
которых вышел блюз? Суть заключается в том, что ещё до самого понятия «блюз» они
содержали в себе чисто бытовой характер, в них не было места размышлению о Боге
и высших чувствах, т.к. всякая надежда и вера уже давно погибли, если и
существовали когда-либо и единственная отдушина находится, лишь в таких
«диалогах». Но давно уже существовали и церковные песнопения, которые наоборот
– больше возвышали Бога и не давали чувства реальности. И только слившись, они
рождают блюз – происходит диалог добра и зла. Именно в этом и заключается суть
этих песен, блюза.
К концу XIX века и в первое
десятилетие XX, в Новом Орлеане, блюз со струнных инструментов
постепенно перетекает на духовые – трубы, рожки, которые оставались от военных
маршевых оркестров времён гражданской войны и более были не востребованы.
Вследствие этого, они имеют низкую цену, а значит, каждый может позволить себе
музыкальный инструмент. Здесь же, по соседству, сосуществует регтайм, слившись
вместе они, благодаря первым музыкальным «кладоискателям» и их оркестрам, создают
новое музыкальное направление – джаз.
В целом же, можно сказать, что все компоненты
входящие в джаз вышли из народных песен и распевов либо рабочих песен. Все они
содержат и белые и чёрные корни т.к. рабовладельцы, рабы, эмигранты со всего
мира жили бок о бок и так или иначе путем синтеза перенимали друг у друга
культурные традиции.
Комментариев нет:
Отправить комментарий