Готика - она всегда была интересной, ведь эти странные парящие соборы не могут оставить равнодушным никого. Готические постройки есть в различных городах, они построены в разные годы. Давайте не будем пускаться в обширные размышления о готическом стиле вцелом, а обратимся к одному маленькому периоду. Все познать невозможно, но пробовать стоит всегда.
Неоготика
получает свое распространение во время эпохи модерна. В этот период создаются доходные дома. Для
доходных домов в стиле неоготики характерны парадные фасады с характерными
готическими элементами-щипцами, башенками, пинакли, контрофорсами, также
характерны стрельчатые завершения окон, высокие фронтоны. Таким образом, экстерьер характеризуется
декоративностью. В то же время дворы решены аскетично, без каких-либо
излишеств. Репрезентантами являются
следующие памятники:
Доходный дом «Замок Ричарда Львиное Сердце». Киев.
1902-1904 гг.;
Доходный дом Еремеевых 1903-05 гг. Архитектор М.Ф. Еремеев.
Санкт-Петербург.
Для
особняков характерны ассиметричные планы. Если доходные дома характеризуются
наличием плоскостного фасада, то особняк – это объем, воспринимаемый с разных
фасадов. В особняках используются фронтоны и башенки, в основе композиционного
построения лежит принцип динамического равновесия масс. Также особнякам
характерна живописная основа, фасады являются скульптурными.
Отметим
еще несколько образцов неоготического стиля: Дом ювелирной торговли Фаберже
Санкт-Петербург 1899-1900 гг. Арх. К. К. Шмидт; Дача Параскева. Одесса. 1892 г.
Арх. П. Клейн.
Рассмотрим
неоготический стиль на примере репрезентанта. В качестве репрезентанта возьмем особняк З.Г. Морозовой на Спиридоновке 17.
Ф.
О. Шехтель занимается направлением неоготика в
1890-е гг. Неоготика, как явление, в творчестве Ф.О. Шехтеля может
трактоваться как поиск новых художественных средств. Особняк являлся важным для мецената Саввы
Мамонтова и Ф.О. Шехтеля. Сам же Морозов строил особняк для своей жены Зинаиды.
Особняк,
по своему назначению, строился как господский дом.
Особняк
расположен в глубине улицы, без выхода фасада непосредственно на улицу.
Характерна значимость всех фасадов. Это является не типичным для общей линии
улицы и выбивается из единой линии.
Весь
экстерьер можно трактовать как моделирование понятия крепости – жилого дома,
который является опорой для своих хозяев. Общий облик фасадов напоминает
укрепленное, монументальное стоящее сооружение – укрепленный замок. Этот же мотив поддерживают и декоративные
украшения, которые можно встретить на водосточных трубах, на завершиях витой
кованной ограды. Мифические, фантастические животные, как своего рода защитники
и обереги дома. Исходя из этого,
формируется понимание дома, как крепости, комфортной и безопасной для
проживания. Особняк предстает неким островком в городе.
Планировка
характеризуется наличием центра – «ядра», которым выступает парадная лестница.
Интерьеры
оформлены лестницей с готической сквозной резьбой. Готическая резьба по дереву –
часть убранства стен в залах. Впервые, она встречается на самом входе в здание
и расходится через анфилады залов к аванзалу. Все элементы внутреннего декора, такие как
резное дерево на стенах, потолках, стрельчатые арки, перила выполнены в едином
стиле и гармонично сочетаются друг с другом. Кроме непосредственного
проектирования здания, Ф.О. Шехтель создал мебель, напольные часы в готической
башенке. Важно отметить, что все элементы декора имеют свое четкое место.
Живописная
часть особняка принадлежит М.А. Врубелю. Он оформил малую готическую гостиную
панно «Утро», «Полдень», «Вечер», а также скульптурную композицию «Роберт и
Бертрам», кроме этого рисунок витража (рыцарь на коне).
Кроме
М.А. Врубеля особняком занимался Богаевский (ученик Куинджи).
Внутреннее
пространство особняка продолжает моделировать крепость. Интерьеры перекликаются
с мотивами рыцарских замков, с массивной
мебелью и деревянными панелями. Мотив охраны во внутреннем пространстве
поддерживается стоящими рыцарями в доспехах. А живописные панно придают
интерьерам мифический и немного сказочный вид. В тоже время готический стиль,
предполагающий энтузиазное движение души формирует возможность восхождения и
сосуществования человека в интимном пространстве особняка. Интимным пространство
становится за счет моделирования особняка, как крепости и за счет темных,
глубоких интерьеров.
Подводя
итог, можно сказать, что неоготика на рубеже XIX и
XX
веков нашла свое воплощение в эпохе модерна и используя материалы и
архитектурные формы прошлых столетий воплотилась в новых формах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий