Сегодня у меня очень мало времени на просмотр фильмов, и как вы уже догадались, последний фильм, который я посмотрела это "Духless". Фильм вышел в российский прокат сравнительно недавно и привлек, в первую очередь поклонников книги С. Минаева, по которому и снят одноименный фильм. Помнится я начинала читать книгу, когда она только была опубликована и стала собирать громкие отзывы. И, честно говоря, я заскучала уже к середине книги, бросив ее читать. Поэтому и фильм стала я смотреть не ожидая ничего удивительного и захватывающего. Но к счастью лично для меня фильм оказался очень даже интересным и притягательным. Сюжет фильма прост.
Главный
герой— 29-летний топ-менеджер крупного международного банка Макс. Он уверен, что жизнь удалась, у
него есть дорогая машина, роскошная
квартира и красивая девушка. Свою жизнь Максим тратит на зарабатывание денег, а
деньги — на развлечения гламурной жизни. Вот эта ситуация безумно типична для современного социума, но в какой-то момент к герою
приходит осознание того, что с его жизнью что-то не так. И его мир начинает
рушиться, подобно карточному домику. В картине говорится о переоценке себя и
жизни вокруг, о преодолении внутреннего кризиса. Именно так и был преподнесен фильм нашими кинопрокатчиками.
Стоит отметить, для тех кто не заметил, что название собственно само по себе открывает зрителю путь к главной идеи фильма. В
название сочетаются русское слово «дух» и английская единица языка – less (смысловое значение предлога «без»).
Таким образом, фильм называется – бездуховность. И я бы сказала, что это не плохой ход. Да конечно, мне попадалось множество отзывов о том как плохо называть русский фильм таким странным сочетанием, что русских слов мало, критиковали люди. Но такое название цепляет, а еще и открывает краешек бездонного океана.
Фильм вполне метафоричен. Начинается повествование с кадров, когда мусоровоз,
выполнив свою работу в городе, везет отходы на полигон по утилизации мусора. В
конце фильма мусором является главный герой.
Кроме этого в начале фильма мусоровоз на полигоне для отходов снят при помощи панорамной
съемки. Этот кадр визуализирует малость и незначительность человека с его отходами жизнедеятельности на
фоне бескрайнего неба и является очень даже живописным.
Еще
одним метафоричным эпизодом является встреча Юли и Макса в парке. Этому эпизоду
характерно наличие желтых опавших листьев под ногами, опадающих с деревьев.
Только в этом моменте ярков выражено время года, которое в остальной части
фильма не является существенным. Осень с опавшими листьями является аллегорией
периода в жизни главного героя. Осень, как завершение одного периода. Опадающие
листья, как удаление некой черствости сердца, первый шаг на пути к новому.
Очищение дерева, которое весной заново расцветет. Только подумайте, а лучше присмотритесь к тому что вы зачастую бездумно проглатываете на киноэкранах. Многие элементы и детали, которые вы пропустите мимо себя визуализируют что-то, пытаются до вас достучаться своим значением, а вы просто сидите в кресле с поп корном и пропускаете все самое главное, запоминая только смазливость героев или пару плоских шуток.
Еще одним плюсом является повествование
о главном персонаже, которое идет от первого лица, герой сам рассказывает о себе,
используя яркий цитатный подход к монологу увеличивает эффект от рассказанного.
Персонажи
и их поведение направлено на выявление
проблематики фильма. Девушка главного героя несет в себе информацию
для зрителя о том, что если к окружающим людям человек относится как к вещам -потребительски,
то и к человеку отнесутся также, выкинув на улицу как бесполезный хлам. Роль
вызывает максимальное отторжение и негатив, чтобы зрители не повторяли ее
модель поведения. Персонаж является антигероем, и этот прием используется в
искусству издавна, зритель, увидев то как не надо себя вести должен осознать
это и никогда так не поступать. Ненормативная лексика усиливает отторжение
зрителя от персонажа.
В
фильме, помимо главного героя и его изменений можно выделить линию Юли. Девушке
присущ образ молодой красивой активистке отличницы, которая борется за счастье
во все мире. Но ее формы борьбы оказываются далеко не лучшими в решении
проблем. Она осознает это во время беспорядков на улице, у ее единомышленников
преобладает желание крушить и ломать, без мыслей. И попадание в милицейский
участок является знаковой точкой для нее. Таким образом в фильме целых два
персонажа демонстрируют внутренние изменения, ни прожигание жизни Максом ни
борьба Юли не являются идеальными, в обоих случаях показывается проблематики.
Фильм
повествует о проблемах современного общества. Современность отличается
бездуховностью, живет, попирая нравственные и моральные принципы. Главной целью
в жизни у современных людей является зарабатывание денег с целью приобретения
высокого социального статуса в обществе и прожигание жизни. Человек живет одним
днем и озабочен только проблемой потребления. Человек, как потребитель, не
способный произвести что-либо и выйти за грань своей бездуховности является
главным антигероем фильма. Но не смотря на мрачность и циничность фильм дает
возможность каждому зрителю найти свой путь к духовному росту и внутренним
изменениям. Для главного героя такой путь открывается за счет внутреннего
переосмысления ценностей на которое его наталкивает девушка Юлия с ее верой в
добро и верой в возможность изменить мир к лучшему и борьбой за правду.
Фильм пытается донести до зрителя идею о том,
что роскошная красивая успешная жизнь на самом деле пустая и мнимая, человек
попадая в такую ситуацию теряет своя «я», и становится жертвой стереотипов и брендов.
Мир злой, в этом мире люди не живут по законам добродетелей, пороки правят
ситуацией и выжить может только сильнейший и самый хитрый, продавший и
предавший своих друзей. Чистый и светлый человек будет обманут и утонет в этом
мире.
Визуализируя
все худшее современного мира, фильм дает и путь решения проблемы. Внутренняя
революция, которую человек может сам вызвать в себе, что бы снова начать жить,
замечая и чувствуя всё окружающее, а так же снова стать человеком. И это
абсолютно актуально, если книга С. Минаева позиционируется как повесть о
ненастоящем человеке. Филь дает надежду на что-то лучшее и светлое. Возможно,
на осознание и изменение себя через ломку своих идеалов, устоев и принципов, а
надежда нужна всегда.
Вот таким сложилось мое представление о фильме. И пожалуй, этот фильм стоит посмотреть.
Приятного просмотра!
Комментариев нет:
Отправить комментарий