Быть интеллектуально развитым - норма

воскресенье, 9 декабря 2012 г.

В кадре: "Духless"

      Сегодня у меня очень мало времени на просмотр фильмов, и как вы уже догадались, последний фильм, который я посмотрела это "Духless".  Фильм вышел в российский прокат сравнительно недавно и привлек, в первую очередь поклонников книги С. Минаева, по которому и снят одноименный фильм. Помнится я начинала читать книгу, когда она только была опубликована и стала собирать громкие отзывы. И, честно говоря, я заскучала уже к середине книги, бросив ее читать. Поэтому и фильм  стала я смотреть не ожидая ничего удивительного и захватывающего. Но к счастью лично для меня фильм оказался очень даже интересным и притягательным.  Сюжет фильма прост. 

Главный герой— 29-летний топ-менеджер крупного международного банка Макс. Он уверен, что жизнь удалась,  у него есть  дорогая машина, роскошная квартира и красивая девушка. Свою жизнь Максим тратит на зарабатывание денег, а деньги —  на развлечения  гламурной жизни. Вот эта ситуация безумно типична для современного социума, но   в какой-то момент к герою приходит осознание того, что с его жизнью что-то не так. И его мир начинает рушиться, подобно карточному домику. В картине говорится о переоценке себя и жизни вокруг, о преодолении внутреннего кризиса. Именно так и был преподнесен фильм нашими кинопрокатчиками.
Стоит отметить, для тех кто не заметил, что название собственно само по себе открывает зрителю путь к главной идеи фильма. В название сочетаются русское слово «дух» и английская единица языка – less (смысловое значение предлога «без»). Таким образом, фильм называется – бездуховность. И я бы сказала, что это не плохой ход. Да конечно,  мне попадалось множество отзывов о том как плохо называть русский фильм таким странным сочетанием, что русских слов мало, критиковали люди. Но такое название цепляет, а еще и открывает краешек бездонного океана.
Фильм вполне метафоричен.  Начинается повествование с кадров, когда мусоровоз, выполнив свою работу в городе, везет отходы на полигон по утилизации мусора. В конце фильма мусором является главный герой. 

Кроме этого в начале фильма мусоровоз на полигоне для отходов снят при помощи панорамной съемки. Этот кадр визуализирует малость и незначительность  человека с его отходами жизнедеятельности на фоне бескрайнего неба и является очень даже живописным.


Еще одним метафоричным эпизодом является встреча Юли и Макса в парке. Этому эпизоду характерно наличие желтых опавших листьев под ногами, опадающих с деревьев. Только в этом моменте ярков выражено время года, которое в остальной части фильма не является существенным. Осень с опавшими листьями является аллегорией периода в жизни главного героя. Осень, как завершение одного периода. Опадающие листья, как удаление некой черствости сердца, первый шаг на пути к новому. Очищение дерева, которое весной заново расцветет. Только подумайте, а лучше присмотритесь к тому что вы зачастую бездумно проглатываете на киноэкранах. Многие элементы и детали, которые вы пропустите мимо себя визуализируют что-то, пытаются до вас достучаться своим значением, а вы просто сидите в кресле с поп корном и пропускаете все самое главное, запоминая только смазливость героев или пару плоских шуток. 

Еще одним плюсом является повествование о главном персонаже, которое идет от первого лица, герой сам рассказывает о себе, используя яркий цитатный подход к монологу увеличивает эффект от рассказанного.
Персонажи и их поведение  направлено на выявление проблематики фильма. Девушка главного героя несет в себе информацию для зрителя о том, что если к окружающим людям человек относится как к вещам -потребительски, то и к человеку отнесутся также, выкинув на улицу как бесполезный хлам. Роль вызывает максимальное отторжение и негатив, чтобы зрители не повторяли ее модель поведения. Персонаж является антигероем, и этот прием используется в искусству издавна, зритель, увидев то как не надо себя вести должен осознать это и никогда так не поступать. Ненормативная лексика усиливает отторжение зрителя от персонажа.

В фильме, помимо главного героя и его изменений можно выделить линию Юли. Девушке присущ образ молодой красивой активистке отличницы, которая борется за счастье во все мире. Но ее формы борьбы оказываются далеко не лучшими в решении проблем. Она осознает это во время беспорядков на улице, у ее единомышленников преобладает желание крушить и ломать, без мыслей. И попадание в милицейский участок является знаковой точкой для нее. Таким образом в фильме целых два персонажа демонстрируют внутренние изменения, ни прожигание жизни Максом ни борьба Юли не являются идеальными, в обоих случаях показывается проблематики.

Фильм повествует о проблемах современного общества. Современность отличается бездуховностью, живет, попирая нравственные и моральные принципы. Главной целью в жизни у современных людей является зарабатывание денег с целью приобретения высокого социального статуса в обществе и прожигание жизни. Человек живет одним днем и озабочен только проблемой потребления. Человек, как потребитель, не способный произвести что-либо и выйти за грань своей бездуховности является главным антигероем фильма. Но не смотря на мрачность и циничность фильм дает возможность каждому зрителю найти свой путь к духовному росту и внутренним изменениям. Для главного героя такой путь открывается за счет внутреннего переосмысления ценностей на которое его наталкивает девушка Юлия с ее верой в добро и верой в возможность изменить мир к лучшему и борьбой за правду.

 Фильм пытается донести до зрителя идею о том, что роскошная красивая успешная жизнь на самом деле пустая и мнимая, человек попадая в такую ситуацию теряет своя «я», и становится жертвой стереотипов и брендов. Мир злой, в этом мире люди не живут по законам добродетелей, пороки правят ситуацией и выжить может только сильнейший и самый хитрый, продавший и предавший своих друзей. Чистый и светлый человек будет обманут и утонет в этом мире.

Визуализируя все худшее современного мира, фильм дает и путь решения проблемы. Внутренняя революция, которую человек может сам вызвать в себе, что бы снова начать жить, замечая и чувствуя всё окружающее, а так же снова стать человеком. И это абсолютно актуально, если книга С. Минаева позиционируется как повесть о ненастоящем человеке. Филь дает надежду на что-то лучшее и светлое. Возможно, на осознание и изменение себя через ломку своих идеалов, устоев и принципов, а надежда нужна всегда.
Вот таким сложилось мое представление о фильме. И пожалуй, этот фильм стоит посмотреть.

Приятного просмотра!

Комментариев нет:

Отправить комментарий