"Сатана и Иов"
Основная
идея визуального решения Книги Иова У. Блейком заключается в демонстрации
художником сути Священного Текста. Иов – человек, визуализирует дольний мир.
Бог и Сатана визуализируют горний мир. В повествовании отчетливо прослеживается
тот факт, что человек является пешкой в руках Бога и Сатаны (это присуще
каждому человеку, Иов репрезентант человечества в целом). В иллюстрация это
показано через яркий драматизм положения Иова, когда на него насылают
напасти. Также примером может служить
иллюстрация с сыновьями и дочерьми Иова сокрушенными Сатаной. Сатана
изображается в верхней части с большими крыльями покрывающими ниже
расположенных детей Иова, а расходящаяся от Сатаны сила рушит их. Таким образом, визуализирована идея
подчинения воли всевышних.
Но
в тоже время все работы выполнены с преобладанием романтической тенденции, а
следовательно в работе присутствует имманационный аспект. Как говорится в
«Книге Иова», Иова не был сломлен. Не смотря на напасти, постигшие Иову он
сохранил силу духа, сохранил веру в Бога. Не смотря на то, что он был чист и ни
разу не согрешил. Тем самым его вера в Бога была сложной, сложнее сохранить
чистую веру если нет понимания за что на тебя обрушивается кара божия. Стоит отметить, что все отвернулись от Иова.
И только в конце сложного пути Бог явился Иову. И приобрел он больше нежели
потерял. Иова предстает эталонным
человеком.
"Падение Сатаны"
Все
это визуализирует сложность пути
верующего к Богу. Показывается важность
энтузиазного движения человека к Богу, его бескрайняя вера, преодолевающая все
препятствия. А главной точкой является
достижение правда и получение блага, это утверждает что за свою праведную веру
человек пройдя через страдания дойдет до блага. Победа добра над зла визуализируется
в иллюстрации «Падение Сатаны».
Сатана изображен падающим головой в низ от
трона с изображением Всевышнего, по бокам которого изображены ангелы, за
падением наблюдают и люди – Иов и его близкие. Это является вторым аспектом
основной идеи, визуализированной в иллюстрациях к «Книге Иова».
Всем
иллюстрациям присущ трагизм и драматизм, чувственность образов,
эмоциональность, плавность и изгибы фигур.
Иллюстрации заразительны для зрителя. В композиции центральная часть
динамичная и напряженная, а обрамления более легкие. Боковые части являются
дополнением центрального пространства, раскрывают его за счет иносказаний и эмблем (например, в
иллюстрации «Бегемот и Левиафан» Бог отец указывает на центральную часть, кроме
этого за рамкой иллюстрации текст соприкасается с легкими изображениями). Также
работам характерна многослойность, четкое разделение изображенных миров.
Таким
образом У. Блейку удается в своих работах рассказать о даме жертвенности,
искупительного очищения через страдания и просветленного всепрощения.
Визуализируя при этом важные идеи, описанные в тексте выше.
Я
считаю что идея, визуализированная У. Блейком
в своих иллюстрациях очень точно соотносится с Библией. Но если в Библии
этот сюжет повествуется назидательно, указующее для верующего (можно сравнить с
эманационой направленность в искусстве), то У. Блейк делает свои иллюстрации
заразительными и притягательными для зрителя. Иллюстрации являются не
покрывающими зрителя, а зазывающими совершить энтузиазное движение.
Отсюда
можно сделать вывод, что иллюстрации У. Блейка на «Книгу Иова» производят
заражающее притягательное действие на зрителя. Библейская история
разворачивается на глазах у зрителя и она захватывает зрителя. Драматизм и
чувственность образов заставляет зрителя сопереживать библейским персонажам.
Это делает зрителя неким соучастником. После же просмотра и прочтения всей
истории зритель должен преображаться под воздействием идеи, содержащейся в
иллюстрациях.
Для
оформления страниц текста типичным в романтизме в первую очередь являлось соотношение
текста и изображения. Также текстам присуще узорочье, обилие мелких украшений,
детальная проработка. В изображении персонажей текста прослеживается тенденция
к раскрытию их внутреннего мира. Переживаний, следственно персонажи
изображались эмоциональными, полными трагизма. Иллюстрациям характерен
аллегоризм. Кроме этого на примере иллюстраций У. Блейка можно говорить о
концентрации изображения в центральной части листа, когда текст вместе с
витиеватыми дополнениями располагался по периметру.
"Иов и его семья"
"Сатана перед Богом"
"Смерть детей Иовы"
"Иову сообщают о несчастие"
"Сатана продолжает искушать Иова"
"Страдания Иовы"
"Отчаяние Иовы"
"Видение Елифаса"
"Иов, упрекаемый товарищами"
"Думы Сатаны"
"Гнев"
"Бог отвечает Иову"
"Звезды поют"
"Бегемот и Левиафан"
"Иов отвечает Богу, явившемуся ветром"
"Падение Сатаны"
"Явление Христа"
"Принятие благотворительности"
"Иов с дочерьми"
"Иов с семьей"
Важно
отметить, что художники романтизма выбирали определенные произведения для
своего творчества. В первую очередь это обусловлено направленность романтизма.
Так литературные произведения должны раскрывать вечные темы (конечность
человека в бесконечном пространстве бытия, сложное духовное восхождение,
преодоление трудностей и пр.). литературные образы должны обладать
заразительностью и эмоциональностью, их действия должны подчинятся трагическому
ходу событий, их стремления должны быть энтузиазными.
Комментариев нет:
Отправить комментарий