Задумывались ли вы о взаимодействие вербального и визуального текста в произведениях искусства? Я задумалась и проанализировала на примере произведения «Гамлет и Могильщики» Э. Делакруа стиля Романтизм.
В
произведение Э. Делакруа изображается сцена из произведения У. Шекспира
«Гамлет» (Акт пятый, сцена первая)
Отрывок,
визуализирующий данное произведение:
Первый могильщик
(поет)
«Но старость,
крадучись, как вор,
Взяла своей рукой
И увезла меня в страну,
Как будто я не был
такой».
(Выбрасывает череп.)
Гамлет
У этого черепа был
язык, и он мог петь когда-то; а этот мужик швыряет его оземь, словно это
Каинова челюсть, того, что совершил первое убийство! Может быть, это башка
какого-нибудь политика, которую вот этот осел теперь перехитрил; человек,
который готов был провести самого господа бога, – разве нет?
Горацио
Возможно, принц.
Гамлет
Или придворного,
который говорил: «Доброе утро, дражайший государь мой! Как вы себя чувствуете,
всемилостивейший государь мой?» Быть может, это государь мой Такой-то, который
хвалил лошадь государя моего Такого-то, рассчитывая ее выпросить, – разве нет?
Горацио
Да, мой принц.
Гамлет
Вот именно; а теперь
это – государыня моя Гниль, без челюсти, и ее стукает по крышке заступ
могильщика; вот замечательное превращение, если бы только мы обладали
способностью его видеть. Разве так дешево стоило вскормить эти кости, что только
и остается играть ими в рюхи? Моим костям больно от такой мысли.
Первый могильщик
(поет)
«Лопата и кирка, кирка,
И саван бел, как снег;
Ах, довольно яма
глубока,
Чтоб гостю был ночлег».
(Выбрасывает еще
череп.)
Гамлет
Вот еще один. Почему бы
ему не быть черепом какого-нибудь законоведа? Где теперь его крючки и каверзы,
его казусы, его кляузы и тонкости? Почему теперь он позволяет этому грубому
мужику хлопать его грязной лопатой по затылку и не грозится привлечь его за оскорбление
действием? Хм! Быть может, в свое время этот молодец был крупным скупщиком
земель, со всякими закладными, обязательствами, купчими, двойными
поручительствами и взысканиями; неужели все его купчие и взыскания только к
тому и привели, что его землевладельческая башка набита грязной землей? Неужели
все его поручительства, даже двойные, только и обеспечили ему из всех его
приобретений что длину и ширину двух рукописных крепостей? Даже его земельные
акты вряд ли уместились бы в этом ящике; а сам обладатель только это и получил?
Определив
сцену, представленную в картине, проанализируем само произведение.
В
произведении на переднем плане представлены могильщики. Один могильщик
изображен в могиле, которую они копают с черепом в руке. Держа левой рукой лопату,
правой рукой могильщик показывает череп стоящим персонажам. Еще ближе к зрителю
изображен второй могильщик, он сидит к зрителю спиной. Могильщик представлен в
момент отдыха, он наблюдает за происходящим. Можно предположить, что данный персонаж включает зрителя в действие.
Сидя спиной к зрителю, персонаж безлик, и зритель способен занять это место,
тем самым включится в произведение и стать наблюдателем. Также этот персонаж направляет взгляд
зрителя, его указующий жест направлен на череп. Кроме этого в произведении
изображено два стоящих персонажа – Гамлет и Гораций. Фоном к разворачиваемому
действию выступает пейзаж.
Отрывок
теста из «Гамлета» несет в себе мысль о бренности человека. Говорится о том,
что не важно кем ты был в жизни и какое у тебя было положение – после смерти
это будет никому интересно и человек превратится в прах, а следовательно
каждый, например могильщик сможет выкидывать из копаемой могилы череп, и то кем ты был не сможет это изменить. Кроме этого текст визуализирует осознание конечности
человека, каждый превратится в пыль.
Таким образом, текст раскрывает два аспекта: конечность каждого
человека, как необратимое явление и
равность всех людей после смерти.
Этот
сюжет находит свое воплощение в произведении «Гамлет и Могильщики» Э. Делакруа.
Работа принадлежит стилю романтизм.
Романтизм же тяготеет к размышлениям о мироздании, устройстве мира,
затрагивает тему природы, романтизму характерна чувственность и повышенный
драматизм. В произведении «Гамлет и Могильщики» поднимается актуальное идейное
содержание, присущие романтизму. Гамлет понимает свою конечность и равность
всех на земле. Этот драматизм и
трагичность проступает в отрешенно задумчивых лицах Гамлета и Горацио,
смотрящих в вечность.
Комментариев нет:
Отправить комментарий