Быть интеллектуально развитым - норма

суббота, 22 декабря 2012 г.

Вербальное и визуальное в искусстве Романтизма


Задумывались ли вы о взаимодействие вербального и визуального текста в произведениях искусства? Я задумалась и проанализировала на примере произведения  «Гамлет и Могильщики» Э. Делакруа стиля Романтизм. 

В произведение Э. Делакруа изображается сцена из произведения У. Шекспира «Гамлет»  (Акт пятый, сцена первая)
Отрывок, визуализирующий данное произведение:
Первый могильщик
(поет)
«Но старость, крадучись, как вор,
Взяла своей рукой
И увезла меня в страну,
Как будто я не был такой».
(Выбрасывает череп.)
Гамлет
У этого черепа был язык, и он мог петь когда-то; а этот мужик швыряет его оземь, словно это Каинова челюсть, того, что совершил первое убийство! Может быть, это башка какого-нибудь политика, которую вот этот осел теперь перехитрил; человек, который готов был провести самого господа бога, – разве нет?
Горацио
Возможно, принц.
Гамлет
Или придворного, который говорил: «Доброе утро, дражайший государь мой! Как вы себя чувствуете, всемилостивейший государь мой?» Быть может, это государь мой Такой-то, который хвалил лошадь государя моего Такого-то, рассчитывая ее выпросить, – разве нет?
Горацио
Да, мой принц.
Гамлет
Вот именно; а теперь это – государыня моя Гниль, без челюсти, и ее стукает по крышке заступ могильщика; вот замечательное превращение, если бы только мы обладали способностью его видеть. Разве так дешево стоило вскормить эти кости, что только и остается играть ими в рюхи? Моим костям больно от такой мысли.
Первый могильщик
(поет)
«Лопата и кирка, кирка,
И саван бел, как снег;
Ах, довольно яма глубока,
Чтоб гостю был ночлег».
(Выбрасывает еще череп.)
Гамлет
Вот еще один. Почему бы ему не быть черепом какого-нибудь законоведа? Где теперь его крючки и каверзы, его казусы, его кляузы и тонкости? Почему теперь он позволяет этому грубому мужику хлопать его грязной лопатой по затылку и не грозится привлечь его за оскорбление действием? Хм! Быть может, в свое время этот молодец был крупным скупщиком земель, со всякими закладными, обязательствами, купчими, двойными поручительствами и взысканиями; неужели все его купчие и взыскания только к тому и привели, что его землевладельческая башка набита грязной землей? Неужели все его поручительства, даже двойные, только и обеспечили ему из всех его приобретений что длину и ширину двух рукописных крепостей? Даже его земельные акты вряд ли уместились бы в этом ящике; а сам обладатель только это и получил?

Определив сцену, представленную в картине, проанализируем само произведение.
В произведении на переднем плане представлены могильщики. Один могильщик изображен в могиле, которую они копают с черепом в руке. Держа левой рукой лопату, правой рукой могильщик показывает череп стоящим персонажам. Еще ближе к зрителю изображен второй могильщик, он сидит к зрителю спиной. Могильщик представлен в момент отдыха, он наблюдает за происходящим. Можно предположить, что  данный персонаж включает зрителя в действие. Сидя спиной к зрителю, персонаж безлик, и зритель способен занять это место, тем самым включится в произведение и стать наблюдателем.   Также этот персонаж направляет взгляд зрителя, его указующий жест направлен на череп. Кроме этого в произведении изображено два стоящих персонажа – Гамлет и Гораций. Фоном к разворачиваемому действию выступает пейзаж.
Отрывок теста из «Гамлета» несет в себе мысль о бренности человека. Говорится о том, что не важно кем ты был в жизни и какое у тебя было положение – после смерти это будет никому интересно и человек превратится в прах, а следовательно каждый, например могильщик сможет выкидывать из копаемой могилы череп,  и то кем ты был не сможет это изменить.  Кроме этого текст визуализирует осознание конечности человека, каждый превратится в пыль.  Таким образом, текст раскрывает два аспекта: конечность каждого человека, как необратимое явление и  равность всех людей после смерти.
Этот сюжет находит свое воплощение в произведении «Гамлет и Могильщики» Э. Делакруа. Работа принадлежит стилю романтизм.  Романтизм же тяготеет к размышлениям о мироздании, устройстве мира, затрагивает тему природы, романтизму характерна чувственность и повышенный драматизм. В произведении «Гамлет и Могильщики» поднимается актуальное идейное содержание, присущие романтизму. Гамлет понимает свою конечность и равность всех на земле.  Этот драматизм и трагичность проступает в отрешенно задумчивых лицах Гамлета и Горацио, смотрящих в вечность.

Комментариев нет:

Отправить комментарий